Символика и память: иконография новомучеников

Просвет вышнего мира в этот

Соблюдение традиций иконографии имеет первостепенное значение, но вместе с тем икона еще и художественно должна быть совершенна. Когда говорят, что иконопись – не искусство, а ремесло, – это очень печально слышать. Хорошо, если икона, написанная исходя из такой установки, хотя бы не мешает молиться, но если она нас никак не вдохновляет на молитву, то зачем она тогда вообще нужна?

Икона по определению не может быть другой, как только захватывающей, радующей. Для этого она, как минимум, должна быть настоящим художественным произведением. В идеале – приоткрывать нам горний мир, являть светоносную силу святости. Икона не просто должна быть профессионально безупречно выполнена, она призвана трогать за душу, пробуждать в ней стремление к совершенству (см.: Мф. 5:48).

К сожалению, к иконографии сегодня относятся не всегда серьезно. Иногда просто бездумно копируют какие-то детали XVIII–XIX веков, а тогда иконографию, как и богословие иконы, тоже уже не все воспринимали должным образом

При написании иконы важно не зацикливаться на воспроизведении, тем более скомпилированных деталей, а найти в целом композицию, чтобы она не разваливалась и в общем была интересной, обладала какой-то внутренней энергией. Важно, чтобы икона была по-настоящему иконографически продумана и художественно интересно решена

Тогда икона становится событием. Кроме молитвы, научения, на икону хочется смотреть, вникать в нее, любоваться и радоваться открывающейся красоте. Это вовсе не мешает молитве. Также мы вглядываемся с трепетом, умилением, иногда восторгом в красивые виды природы, тоже повествующей нам о Творце. Мы радуемся, видя милые нам черты любимого родного человека, один только взгляд на него может излучать для нас тепло, отогревать душу. Иконы должны помогать молиться, вразумлять, вдохновлять на подвиг, но и радовать, озарять нас Божественным светом, явленным в отсветах на ликах святых.

Святитель Григорий Нисский говорил, что Бог по природе Своей художник и Он нас создал такими. В древности художниками называли тех, кто творит красоту. Мы хотим осязать взглядом красоту вокруг себя. Тем более в храме – здесь мы на земле предстоим уже Небу. Икона привносит в мир красоту, но эта красота не может быть в иконе просто формотворчеством, а призвана являть красоту горнего мира.

Поэтому иконописец должен быть глубоко верующим христианином, чтобы он чувствовал радость жизни во Христе, силу молитвы и аскезы. Икона, написанная подвижником, действует на нас исподволь, настраивая на молитву, умиротворяя, вдохновляя. Икона есть просвет вышнего мира в этот. Отец Павел Флоренский говорил: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог».Записала Ольга ОрловаПокров.pro

Соборы святых

Важно изобразить соборы святых — это могут быть соборы Москвы, Перми, Рязани, Пензы и других земель, соборы новомучеников этих земель. Это просто необходимо, когда устанавливается день, посвященный собору

Собор того или иного города мог быть написан отдельно, чтобы верующие каждого города могли сказать, например: «Здесь, в нашем городе, жили такие-то и такие-то святые! Таково наследие жителей этого города. Когда есть икона святых соотечественников, это вдохновляет. Это своего рода священный бессмертный соседский полк — история нашей расы, нашего города.

Они также расписывают соборы святых, например, в Московской духовной академии, в Санкт-Петербурге и др. В Московском государственном университете есть даже собор святых. Это дает совершенно другое ощущение, цвет впечатлений от простого нахождения в тех стенах, где учились святые.

Видео:Создание икон новомучениковСкачать

Внеисторичность иконы

Возникает проблема: должна ли икона быть исторически точной, тем более в деталях? Например, древние епископы не носили библейскую панагию или крест во время богослужения. На старинных картинах мы всегда видим Святого Николая без них. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее средневековье и получила широкое распространение в последние столетия. Кресты для священства появились еще позже: для архимандритов в конце Средневековья, а для приходских священников уже в синодальный период, в конце 18-19 веков. Вопрос в том, изображать ли панагии и кресты на изображениях святых или нет. Возможен тот или иной подход: одни считают, что нужно соответствовать историческим реалиям, другие полагают, что главное — создать образ святого, близкий к восприятию современника, не вдаваясь в детали.

Икона в некотором смысле неисторична. Иконы святого Спиридона Триумфатора написаны в полном епископском облачении и с пастушеской шапочкой на голове, которую он, конечно, не носил в полном облачении

Но для традиции Церкви было важно подчеркнуть его глубокое смирение и мягкость и показать, что он, уже будучи епископом, оставался пастырем безгласных овец. Такие «причуды» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени часто можно найти в иконах

На иконе святого Иоанна Златоуста может быть две его фигуры одновременно — таким образом подчеркивается, как много и неустанно он заботился о нуждах своей паствы.

Вспомните иконы церковных праздников, например, Пятидесятницы. На ней изображено сошествие Святого Духа на апостолов, и всегда в компании апостолов находятся святой Павел, святой Марк и святой Лука. В то же время известно, что они, или по крайней мере апостол Павел, не присутствовали в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и сошествия Святого Духа на апостолов. Апостол Павел еще совсем не был христианином. Но как может икона представлять апостольскую Церковь, принимающую Святого Духа для просвещения нас и всей вселенной, без первоверховного апостола Павла, «апостола языков» (народов), и без евангелистов Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их изображают на иконе Пятидесятницы, хотя исторически это неверно.

Даже икону Христа некоторые могут воспринимать буквально, как портрет, но историк всегда поймет, что привносят в изображение правила иконографии. Христос, например, очень редко держал свиток в руке — только в синагогах, когда свиток Писания разворачивали и Он читал вслух (см. Лк 4:16-21). Однако часто на иконах Христос изображается с кодексом — книгой, хотя в те времена книг вообще не существовало. Но дело не в исторической точности, икона представляет духовную реальность в образах, доступных нашему восприятию.

Видео:Иконография Пасхи. Искусствовед Ирина ЯзыковаСкачать

Иконы новомучеников-мирян

При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Если мирянин был чтецом, псаломщиком, алтарником, его можно, конечно, изобразить в стихаре, и это облегчает задачу. А если нет, то как на иконе красиво написать современную одежду?

С написанием образов новомучениц дело обстоит несколько проще, по крайней мере, в плане изображения одежды – она у женщин со времен Средневековья претерпела не столь сильные изменения. До начала XX века она более или менее соответствовала тем образцам, которыми располагала традиция, – так что и писать ее можно, прибегая к опробованным уже приемам. А современную мужскую одежду в иконописном ключе изобразить очень сложно.

Иногда при написании иконы применяется некоторая архаизация одежды. Хотя возможна и более реалистичная передача тех же пиджаков, косовороток. При этом надо отслеживать, чтобы сколь бы современная ни изображалась одежда, чтобы в итоге она выглядела гармонично и красиво. При этом я бы не советовал увлекаться воспроизведением реалий одежд до деталей. Например, блаженная Ксения Петербуржская на иконе одета в пиджак мужа, изображенный условно, и это очень убедительный образ.

В иконе не принципиальны дотошно выписанные детали. Главное – создать образ, уловить самое характерное. Например, изображая храм, не обязательно отрисовывать все элементы, достаточно дать образ здания, чтобы сразу было понятно: это такой-то храм

Или, допустим, не надо живописать вплоть до знаков отличия форменной одежды красноармейцев, расстреливающих новомученика на клейме иконы, можно просто показать неких палачей с ружьями в условной одежде, важно, чтобы смысл происходящего был при первом взгляде ясен. Такое получается далеко не у каждого иконописца

Узнаваемость в лике лица

Одна из самых сложных задач в иконографии — создать образ, который был бы действительно культовым и в то же время узнаваемым. В какой степени лицо должно напоминать лицо конкретного человека, нашего близкого современника, ставшего святым?

Даже древние святые узнаваемы на иконах: например, Святой Николай, изображения могут кардинально отличаться по исполнению, но лик всегда узнаваем. И даже те, кому Святой Николай явился как бы собственной персоной, узнают его позже на иконах, даже если они никогда раньше не видели его икон и впервые попали в церковь.

В случае с новомучениками требования к сходству значительно возросли. Если святой XX века, известный по фотографии, не похож на себя на иконе, его не узнают. Это может сбить с толку и стать препятствием для молитвы перед такой иконой.

Проблема сходства касается и портретистов. А в иконе этого сходства черт, а главное, какого-то всегда неуловимого выражения лица, добиться тем более трудно: с одной стороны, изображение святого должно быть похоже на него самого, а с другой — соответствовать иконописной традиции. Иногда иконописец работает, скажем, в традиции XVI века, и все изображение выполнено таким образом, а лицо написано полуреалистично, потому что иконописец не смог добиться узнаваемости другим способом. Это, безусловно, недостаток.

Часто внешний облик изображается как можно точнее, особенно если сохранились или распространены фотографии, как в случае с царской семьей, преподобномученицей Елизаветой и другими известными святыми. Конечно, икону будут оценивать по согласованности лика.

Также довольно сложной проблемой является написание иконы святого, у которого нет ни фотографий, ни портретов. Затем, насколько это возможно, они выясняют из доступных косвенных источников, как он выглядел, и, помолившись, начинают работать над образом.

Видео:Иконография Спасителя. Лекция 1.Скачать

Внеисторичность иконы

Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста. На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия. У священства кресты появились еще позже: у архимандритов в конце Средневековья, а у приходских священников уже в синодальный период с конца XVIII–XIX вв

Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали

Священномученик Никита, Переславль-Залесский

Икона в каком-то смысле внеисторична. Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил

Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени

Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры – так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы.

Вспомним иконы церковных праздников, например Пятидесятницы. Там изображается схождение Духа Святаго на апостолов, и всегда среди сонма апостолов – святые Павел, Марк и Лука. При этом известно, что их, по крайней мере апостола Павла, не было в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и схождения Духа Святаго на апостолов. Апостол Павел вообще тогда не был еще христианином. Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» (народов) Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно.

Даже икона Христа может кем-то восприниматься буквально, как портрет, но историк всегда поймет, что́ привнесено в образ правилами иконографии. Христос, например, крайне редко держал в руках свиток – только в синагогах, когда разворачивался свиток Священного Писания и Он читал вслух (см.: Лк. 4:16–21). Однако нередко Христос изображается на иконах с кодексом – книгой – притом что книг в те времена вообще не было. Но дело не в исторической точности, икона отображает духовную реальность в доступных для нашего восприятия образах.

Святое духовенство на иконах

Среди новомучеников прославлено очень много святителей. После репрессий 1937–1938 гг. в живых осталось всего около 20 архиереев, и то большинство из них сидели в тюрьмах и лагерях, на кафедрах оставалось только четверо. Многие из епископата тех лет – или священномученики, или исповедники. Есть современные иконы, где святитель, как уже отмечалось, может изображаться в неполном облачении, без омофора. О епископстве, конечно, могут говорить: панагия, клобук, епископская мантия, – но даже при служении панихиды или молебна епископ уже облачается, не говоря уже о главном служении – литургии.

Собор новомучеников и исповедников Российских

Все-таки правильно писать епископа, как, впрочем, и священника, в полном облачении, – именно так, как он предстоит Богу во время литургии. Надо подчеркивать и отображать в иконе суть служения. Епископы и священники должны изображаться на иконах с Евангелием в руках – так как архипастырь и пастырь являются проповедниками благой вести – и в полном богослужебном облачении как служители литургии.

Святители по облачению отличаются от священников тем, что пишутся в саккосе и омофоре, древние святители носили, как и священники, фелонь, в ней они могут и изображаться. Диакон пишется на иконах в полном диаконском облачении, обычно с кадилом и ладанницей в руках.

У священномученика – в каком бы сане он ни был – в руке также может быть крест. Сейчас сложилось такое представление, что крест у священномученика в руке должен быть обязательно. Хотя в древней практике этому правилу следовали не всегда, скорее даже редко изображали священномучеников с крестами в руках. В отличие от мирян-мучеников, обычно изображаемых с крестами. Сейчас эта практика оправдана тем, что при взгляде на икону можно сразу сказать: это мученик. Логика в этой нововведенной традиции есть.

Головной убор у епископа на службе при полном облачении сейчас митра. Но если следовать древней практике, нередко изображали белые клобуки, например, как на известной иконе святителя Алексия кисти Дионисия, – чтобы показать избранное положение Предстоятеля Церкви или митрополита. Клобук может оказаться даже более информативным, чем митра.

Собор Шуйских новомучеников

Конечно, могут быть исключения. Нередко епископов, которые закончили жизнь в монастыре, уйдя на покой, изображали в монашеском облачении, причем постоянно. Допустим, святителя Иоанна Новгородского. Этот один из самых известных новгородских святых практически всегда пишется в монашеском облачении, в котором он и закончил свою жизнь. Епископство его обозначено тем, что он изображен в епископской, а не простой монашеской мантии. Это характерно для икон позднего Средневековья. Ранее в иконографии, допустим, преподобного Косьмы Маюмского, вообще ничто не указывает на то, что он епископ Маюмский. Лишь в поствизантийском искусстве на его иконах сан отмечен епископской мантией. И сейчас в написании образов святителей, которые в монастыре на покое окончили свою жизнь, возможно изображение монашеского облачения: это такие почитаемые святители, как Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник.

История праздника

В январе по старому стилю – в начале февраля по новому стилю Русская Православная Церковь празднует память Собора новомучеников и исповедников Российских. История установления этого праздника очень поучительна.

25 января/7 февраля 1918 г. у стен древней Киево-Печерской Лавры группой революционных солдат был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Владыка Владимир был одним из авторитетнейших иерархов Русской Церкви начала ХХ в. Сын простого сельского священника из Тамбовской епархии, он был единственным архиереем в истории нашей Поместной Церкви, который последовательно занимал три ее главных кафедры: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. С 1912 г. до начала революции он – первенствующий член Священного Синода. В 1917 г. глубокое уважение и любовь всего церковного народа к митрополиту Владимиру выразилось в избрании его, уже престарелого, Почетным Председателем Поместного Собора.

Собор новомучеников Бутовских, икона

Ко времени мученической кончины священномученика Владимира в разных епархиях уже были убиты и священнослужители, и простые миряне, но старец-митрополит стал первым иерархом, пострадавшим в этом самом страшном и жестоком гонении на Церковь Христову, которое воздвигли враги рода человеческого. Когда весть об убийстве владыки Владимира достигла Москвы, члены Поместного Собора были поражены этим известием. Его имя стало символом начавшихся гонений, и Собор специальным Постановлением определил, чтобы 25 января/7 февраля или следующий за ним воскресный день был днем молитвенного поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Собор призывал совершать в этот день крестные ходы на места убиения и погребения новых мучеников с совершением там заупокойных богослужений. Принимая это Постановление, отцы Собора не думали, что устанавливают день поминовения самим себе: подавляющее большинство членов Собора 1917–1918 гг. в последующие годы подверглись гонениям, и многие из них приняли мученические венцы.

В годы советской власти указанное Соборное Постановление, казалось, было забыто. Открытое поминовение пострадавших за веру, а тем более с совершением крестных ходов, было просто невозможно. Однако в этот день во многих храмах батюшки на проскомидиях, или без нарочитого указания, что эти люди являются «убиенными», на ектеньях особо поминали погибших в тюрьмах и лагерях, в ссылках и в изгнаниях отец и братий, матерей и сестер. Понимая святость подвига пострадавших за Христа своих старших собратий, но соблюдая церковную дисциплину, священники молились об их упокоении, не чая, что придет время их прославления в лике святых. Но как только иго безбожное стало отступать, Церковь сразу приступила к канонизации новомучеников.

9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников.
25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». Через год, в 1992 г., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Протоиерей Кирилл Каледа

На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых.

Как писать образы монахов?

Сегодня при изображении иеромнихов, аббатов и архимандритов их часто рисуют в полном литургическом облачении, подчеркивая их ранг. В древней традиции все было наоборот: монах, независимо от его сана, всегда изображался в монашеской одежде. Прежде всего, он монах. Как указывалось выше, даже некоторые епископы изображались таким образом, не говоря уже об иеронимах и иеромонахах. Есть, конечно, единичные примеры исключений, когда монахи-священники изображались в литургических облачениях, например, преподобный Феодор Студит или Маркиан. Однако традиционной норме больше соответствует изображение пресвитеров-монахов в монашеском одеянии.

Возникает еще один вопрос, касающийся изображения святых монахов: монашество теперь делится на степени (монахи-монахи, мантийные монахи (не-шизма), сверх-исторические монахи) — как это должно быть представлено в письменном виде? Среди мучеников XX века есть даже послушники. Как это можно учесть при написании иконы? Существуют различные подходы. Один из подходов: изобразить святого в одежде, которую он носил во время своей земной жизни. Например, мы знаем, что святой был пострижен в малую схиму, это означает, что он изображен в плаще. А если он был монахом — схима вписана. Если он был монахом — на иконе он изображен в рясе. Если он был новичком — это вопрос для исследования: как он был одет? Возможно, на нем была только ряса? Однако возможен и другой подход: независимо от того, как был одет святой, он изображен в полном монашеском одеянии — потому что он уже был причислен к монахам. Такой подход также возможен. Древние иконописцы использовали его чаще. Однако в наше время это не всегда уместно, поскольку исторические знания о святых достаточно развиты, и кого-то может смутить такое несоответствие. И если да, то лучше избегать таких случаев и рисовать в соответствии с известными данными

Тем не менее, иконописец должен принимать во внимание реалии восприятия: картина должна соединяться с оригинальным изображением. Это не должно вызывать отторжения, но должно помочь установить контакт, способствовать молитвенному общению со святым

Например, при написании образа преподобномученицы Елизаветы учитывается тот факт, что Марфо-Мариинская обитель была особенной, настоятельница и ее сестры носили преимущественно белые одеяния, хотя художественно редко удается привлекательно изобразить белое одеяние. Поэтому, как правило, вводится какой-то дополнительный цвет или оттенок, чтобы сделать изображение более убедительным.

Видео:Как читать иконы? За 14 минут. КроссКульт.Скачать

Иконография

В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников. Работы велись иконописцами института богословия и философии по представлению совета по канонизации святых. Манера письма – стилизация под традиции иконописи 16 века.

Икона составлена из 3 частей:

  1. Средник. Смысловой центр иконы – святые 20 века на фоне храма Христа-Спасителя. Разрушенный в борьбе с религией храм в Москве вновь стоит в сияющей красоте – православная церковь сумела устоять и спасти веру. Перед храмом престол с Евангелием, крест. На всей площади иконы плотно изображены святые – страстотерпцы царственные, новомученики во главе с Тихоном, миряне с детьми.
  2. Деисус. В центре деисусного ряда – Спаситель, Церковь Небесная. Вокруг Христа изображения апостолов, Богородицы, русских святых 10-19 веков.
  3. Клейма. На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. На одном из клейм – арест неизвестного священника во время службы в церкви.

При создании средника и деисуса использована традиционная иконописная форма. При письме клейм мастера искали новые формы для прославления святых 20 века. 

Соборы святых

Важно изображение соборов святых – это могут быть соборы московской, пермской, рязанской, пензенской и других земель, соборы новомучеников этих земель. Это просто необходимо в случае установления дня памяти собора

Может быть отдельно написан и собор града, чтобы каждый верующий града, например, мог сказать: «Вот в нашем городе подвизались такие-то святые!» Это достояние горожан этого города. Когда есть икона святых земляков, это вдохновляет. Это своего рода святой бессмертный полк округи – история нашего рода, нашего города.

Также пишут соборы святых, например, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской и др. Даже есть собор святых МГУ. Это дает совершенно другое ощущение, окрас переживаний от одного только нахождения в этих стенах, где учились святые.

Внеисторичность иконы

Есть такая проблема: должна ли икона быть исторически достоверной, тем более в деталях? Например, древние епископы за богослужением не носили нагрудных ни панагии, ни креста. На древних изображениях мы всегда видим без них Святителя Николая. Традиция ношения крестов и панагий сложилась в относительно позднее Средневековье, а широко была распространена в последние столетия. У священства кресты появились еще позже: у архимандритов в конце Средневековья, а у приходских священников уже в синодальный период с конца XVIII–XIX вв

Вопрос: изображать панагии и кресты в образах святых или нет? Возможен и тот и другой подход: кто-то считает, что важно соответствовать историческим реалиям, кто-то полагает, что главное создать близкий к восприятию современника образ святого, не вдаваясь в детали

Священномученик Никита, Переславль-Залесский

Икона в каком-то смысле внеисторична. Вспомним иконы святителя Спиридона Тримифунтского: его пишут в полном епископском облачении и c пастушечьей шапочкой на голове, которую он, конечно же, при полном облачении не носил

Но для церковной традиции было важно подчеркнуть глубоко присущие ему смирение и кротость, а также показать то, что он, будучи уже епископом, оставался пастырем и бессловесных овец. На иконе часто можно встретить такие «странности» с точки зрения исторической правды или свойств линейности времени

Например, одно клеймо на иконе святителя Иоанна Златоуста может содержать сразу две его фигуры – так подчеркивается многочисленность и неустанность его попечений о нуждах паствы.

Вспомним иконы церковных праздников, например Пятидесятницы. Там изображается схождение Духа Святаго на апостолов, и всегда среди сонма апостолов – святые Павел, Марк и Лука. При этом известно, что их, по крайней мере апостола Павла, не было в этот исторический момент рождения Церкви Христовой и схождения Духа Святаго на апостолов. Апостол Павел вообще тогда не был еще христианином. Но как показать на иконе апостольскую Церковь, которая принимает Духа Святаго, чтобы просветить нас и всю вселенную, без первоверховного «апостола языков» (народов) Павла и без евангелистов-апостолов от 70-ти Марка и Луки? Это невозможно. Именно поэтому их и изображают на иконе праздника Пятидесятницы, хотя с исторической точки зрения это неверно.

Даже икона Христа может кем-то восприниматься буквально, как портрет, но историк всегда поймет, что́ привнесено в образ правилами иконографии. Христос, например, крайне редко держал в руках свиток – только в синагогах, когда разворачивался свиток Священного Писания и Он читал вслух (см.: Лк. 4:16–21). Однако нередко Христос изображается на иконах с кодексом – книгой – притом что книг в те времена вообще не было. Но дело не в исторической точности, икона отображает духовную реальность в доступных для нашего восприятия образах.

Иконы новомучеников-мирян

При написании икон новомучеников-мирян возникает проблема: в какой одежде их писать. Если мирянин был чтецом, псаломщиком, алтарником, его можно, конечно, изобразить в стихаре, и это облегчает задачу. А если нет, то как на иконе красиво написать современную одежду?

С написанием образов новомучениц дело обстоит несколько проще, по крайней мере, в плане изображения одежды – она у женщин со времен Средневековья претерпела не столь сильные изменения. До начала XX века она более или менее соответствовала тем образцам, которыми располагала традиция, – так что и писать ее можно, прибегая к опробованным уже приемам. А современную мужскую одежду в иконописном ключе изобразить очень сложно.

Иногда при написании иконы применяется некоторая архаизация одежды. Хотя возможна и более реалистичная передача тех же пиджаков, косовороток. При этом надо отслеживать, чтобы сколь бы современная ни изображалась одежда, чтобы в итоге она выглядела гармонично и красиво. При этом я бы не советовал увлекаться воспроизведением реалий одежд до деталей. Например, блаженная Ксения Петербуржская на иконе одета в пиджак мужа, изображенный условно, и это очень убедительный образ.

В иконе не принципиальны дотошно выписанные детали. Главное – создать образ, уловить самое характерное. Например, изображая храм, не обязательно отрисовывать все элементы, достаточно дать образ здания, чтобы сразу было понятно: это такой-то храм

Или, допустим, не надо живописать вплоть до знаков отличия форменной одежды красноармейцев, расстреливающих новомученика на клейме иконы, можно просто показать неких палачей с ружьями в условной одежде, важно, чтобы смысл происходящего был при первом взгляде ясен. Такое получается далеко не у каждого иконописца

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: