Развитие города Москвы: строительство и градостроительная политика

Архитектура[править | править код]

В архитектуре храма отчетливо прослеживается стиль древних русских церквей. Храм строили с учетом местности, чтобы не повредить и не потревожить последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трех сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров.

Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983 год). В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243 г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312 г.).

Светло-зелёный тон иконостаса имеет и свой символический смысл. Как известно, в зеленом облачении и среди зеленого убранства празднуется День Святой Троицы. Так, цвет иконописи храма отождествляется с надеждой на то, что 1937-й год и страшные гонения на Православную церковь больше никогда не повторятся.

Краткая история мученичества в России

Советская власть изначально имела непримиримую позицию с церковными догматами. Православное христианство рассматривалось большевиками как препятствие перед строительством лучшего социалистического мира. Вера в Господа и знание о Всеобщем Воскресении никак не складывалось с идеями «общего блага». Коммунисты с большой ненавистью обрушили пропагандистские лозунги против православия, а вскоре стали применять насильственные меры.

Со временем в Отечестве оставалось только немногое количество верных Богу людей, им удавалось находить с властями компромисс и поддерживать признаки жизни в храмах. В таких суровых условиях не каждый соглашался следовать за Христом до конца и терпеть скорбную жизнь, принимать мученическую смерть.

На заметку! Церковь называет Новомучениками и Исповедниками как раз тех людей, которые сумели сдержать напор врагов и не изменить веры во Христа.

Первым из них называют протоиерея И. Кочурова, служившего в Петрограде и убитого сразу после начала революционных репрессий. Число новомучеников пополнил и патриарх Тихон, жизнь которого была полна тяжелейшей борьбы против властей. Особенного положения достойна семья царя Николая II, идут большие споры насчёт её канонизации. Однако всем известно, что эти люди были настоящими христианами, отказавшимися от власти, богатства и борьбы.

Святые[править | править код]

Бутовский полигон – это настоящая рака с мощами: из числа более 20 тысяч здесь погибших к лику святых причислены 330 бутовских Новомучеников. Сонм священнослужителей, пострадавших здесь за веру, возглавляют семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих и простых служащих Церкви.

Покровитель Храма – священномученик Серафим Чичагов. С первых дней строительства храма было замечено особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) – митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь ощущалась теми, кто был причастен к возведению храма на месте захоронения.

11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД, был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор).

Настоятели и святыни

В храме находится множество чудотворных святынь, помогающих прихожанам в минуты несчастий. Храм Новомучеников и Исповедников получил в дар от иерусалимских паломников части мощей великомучениц Елисаветы и Варвары.

В мощевике хранятся частицы останков великих христиан.

  • Патриарх Тихон — святитель, долгое время оказывающий сопротивление насильственным репрессиям со стороны коммунистов. Он был прославлен в октябре 1989 г.
  • Агафангел Ярославский — носил чин епископа Рижского, а вскоре стал архиепископом. Погребли святителя только на седьмой день после кончины, тело его совсем не поддалось гниению и излучало приятное благоухание. Причислен к лику Новомучеников летом 2000 г.
  • Митрополит Филарет — в 1819 г. стал архиепископом Тверской епархии, а через два года — Московским. За заслуги и честное служение был назначен митрополитом, скончался в 1867 г, тело похоронили в троице-Сергиевой Лавре.
  • Иларион Верейский — в 1923 г. получил сан архиепископа и помогал в церковных делах патриарху Тихону. Вскоре был арестован и отправлен в концлагерь. Умер в 1929 г., прославлен для почитания в 2000 г.
  • Блаженная Варвара — более 35 лет жила в затворничестве и принимала паломников, приходящих за помощью. Умерла в феврале 1966 г., народное почитание с тех пор не ослабло. Обретение её мощей произошло в 2000 г.
  • Преподобный Феодор — в 1762 г. был рукоположен в иеромонахи и стал настоятелем Санаксарской обители. Через 12 лет святителя ложно обвинили и сослали в Соловецкий монастырь, где преподобный испытывал большую нужду, холод и удушье. Скончался в 1791 г., в 2004 г. был канонизирован РПЦ.

Основание

Согласно официальному сайту храма в Строгино, начало его постройки датируется 2010 годом. Решение о целесообразности основания священной обители было принято в 2006 году.

Церковь возведена на основе столичного храма ОМОНа (Отряда мобильного особого назначения). Одна из мыслей, с которой организовывалось строительство, увековечивание памяти бойцов специальных подразделений, входящих в структуру милиции.

Решающую роль сыграло мнение руководства ОМОНа города Москвы и СОБРа (специального отряда быстрого реагирования) ГУВД (Главного управления МВД). Также в основании святыни принимал участие приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, который благословил строительство Храма исповедников и мучеников в Строгино 23 февраля 2007 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: