Новомученики и исповедники: герои XX века

Вопрос-ответ

последние вопросы

Юрий(Георгий) 2023-12-04 21:10:00

Доброго здоровья, отец Андрей! В1963 году,сразу после выписки из роддома, меня окрестили в храме п. Медвенка. В миру я Юрий, по церкви -Георгий.У меня давно возник вопрос каким именем я был крещен? Родителей и крестных уже нет в живых, да и не помнили точно, крестная говорила -Юрий, но не уверена была. Может быть сохранились какие то церковные записи того времени, это были последние числа сентября 1963года.Просто хотелось бы уточнить , чтобы правильно подавать по имени.

Ответ:

Здравствуйте, вы сами ответили на свой вопрос, что крестили вас как Георгий, с этим именем и подавать записки.
Юрий, это и есть Георгий по церковному.

Икос 1

Ангелов Творец и мира Зиждитель от
века предъизбра вас, яко верныя свидетели Своя в
земли Российстей, и в годину тяжких испытаний
благодать и силу вам дарова. Вы же, веру
Православную миру безбожному явивше, твердым
исповеданием, изгнанием и терпением страданий,
Христа прославили есте. Сего ради и мы прославляем
вас сице:

Радуйтеся, измлада Христа
возлюбившии.

Радуйтеся, глас Пастыря Добраго
послушавшии.

Радуйтеся, Царства Божия внутрь себе
присно искавшии.

Радуйтеся, крест на рамо свое
вземшии.

Радуйтеся, славу мира сего
отринувшии.

Радуйтеся, за Христа страдания
претерпевшии.

Радуйтеся, любве ради Божия смерть
приемшии.

Радуйтеся, небеснаго Царствия
достигшии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Новосвмуч. Іосифъ, митрополитъ Петроградскій, и потаенная Церковь.

Приводимые ниже документы представляютъ собою свидѣтельство мужественнаго духа и безстрашнаго исповѣдничества правды Божіей въ окруженіи враговъ Церкви, проявленныхъ Митрополитомъ Іосифомъ, главою протестнаго движенія противъ союза Церкви съ безбожниками, устроеннаго Митрополитомъ Сергіемъ, такимъ образомъ потомъ понудившимъ часть клира и мірянъ къ организаціи потаенной Церкви. 

Письмо Митрополита Іосифа къ Епископу, отложившемуся отъ Митрополита Сергія.

Дорогой Владыка. Узнавъ отъ … о принятомъ Вами рѣшеніи, нахожу и послѣ ознакомленія со всѣми матеріалами, что другого выхода нѣтъ. Одобряю Вашъ шагъ, присоединяюсь къ Вамъ, но, конечно, помочь Вамъ болѣе существенно лишенъ возможности. Правильно строить свое церковное дѣло, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая всѣ взоры и надежды на единственно законнаго Мѣстоблюстителя М. Петра и будущій помѣстный Соборъ всѣхъ нынѣшнихъ святителей, а не случайнаго подбора и ихъ отдѣльными лицами. Этого законнаго собора только и должны сейчасъ добиваться всякіе правители и Синодъ, и, если они безсильны сдѣлать это, то должны честно сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на всѣ мученія, но правды Христовой никогда не принесемъ въ жертву и посмѣяніе мракобѣсію безбожія. Помоги Вамъ Господи. Да не уничтожится у насъ вѣра въ неложность обѣтованія Господня быть до скончанія вѣка.

Митр. Іосифъ.

Икос 9

Ветии церковнии недоумевают како
воспети вас по достоянию, новии исповедницы Церкве
Русския, вы бо в скорбех, изгнаниих и заточениих,
Христа истиннаго Бога прославили есте и верным путь
ко спасению указали есте. Мы же, прибегающе к
молитвенному предстательству вашему, дерзаем
ублажати вас сице:

Радуйтеся, все упование на Бога
возложившии.

Радуйтеся, подвиг исповедничества в
терпении совершившии.

Радуйтеся, мучителей безбожных не
убоявшиися.

Радуйтеся, немощныя в вере
укрепившии.

Радуйтеся, работы горькия в сладость
духовную восприемшии.

Радуйтеся, сердца ваша Богу в жертву
принесшии.

Радуйтеся, страданием души ваша
очистившии.

Радуйтеся, житием святым образ
верным показавшии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Икос 11

Светом евангельским просвещенныя и
заповеди Господни сохраньшия, святыя жены и девы,
добродетельное житие во дни гонений лютых страданием
вольным увенчали есте и воистину новыя мученицы и
исповедницы явилися есте. Сего ради воспеваем вас
сице:

Радуйтеся, мученицы, любовию ко
Христу страх смерти превозмогшия.

Радуйтеся, исповедницы, в страданиих
за Христа веру и надежду соблюдшия.

Радуйтеся, подвиги вашими Ангелы
возве¬селившия.

Радуйтеся, немощь естества женскаго
словом Божиим препобедившия.

Радуйтеся, Христовы заповеди житием
и смертию исполнившия.

Радуйтеся, мудрости евангельских дев
подражавшия.

Радуйтеся, мужем своим в гонениих
последовавшия.

Радуйтеся, ныне купно с ними венцы
Небесными увенчанныя.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Икос 8

Вся красная мира сего презревше,
святии новомученицы Российстии, во след Господу
крестным путем последовали есте и по заповеди
евангельстей мзду многу на Небесех обрели есте. Сего
ради приимите от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, вернии сыны Церкве
Российския, безбожных гонителей не убоявшиися.

Радуйтеся, узы темничныя, труды
горькия и изгнания претерпевшии.

Радуйтеся, древним мучеником в
страданиих уподобившиися.

Радуйтеся, талант, врученный вам
Господем, терпением преумножившии.

Радуйтеся, блаженство изгнанных
правды ради верою достигшии.

Радуйтеся, кровию вашею Землю
Русскую освятившии.

Радуйтеся, страдании вашими образ
верным подающии.

Радуйтеся, венцы нетленныя от Христа
Бога приемшии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Священномученик Иоанн Восторгов, протоиерей

Память 5 сентября (23 августа ст.ст.).

Известный московский священник, один из лидеров монархического движения. Был арестован в 1918 году по обвинению в намерении продать московский епархиальный дом (!). Содержался во Внутренней тюрьме ВЧК, затем в Бутырках. С началом «красного террора» во внесудебном порядке был казнен. Публично расстрелян 5 сентября 1918 года в Петровском парке, вместе с епископом Ефремом, а также бывшим председателем Государственного Совета Щегловитовым, бывшими министрами внутренних дел Маклаковым и Хвостовым и сенатором Белецким. После расстрела тела всех казнённых (до 80-ти человек) были ограблены.

На момент смерти протоиерею Иоанну Восторгову было 54 года.

Икос 5

Видевше разорение земли Русския и
беззаконие велие, опустошившее ю, вы,
священноисповедницы славнии, страха и смерти не
убоялися есте и, подвиги исповедничества
благоухающе, яко крини сельнии посреде пустыни,
процвели есте. Сего ради прославляем вас сице:

Радуйтеся, молитвою теплою сердца
ваша в подвизе утверждавшии.

Радуйтеся, твердым исповеданием веры
просиявшии.

Радуйтеся, во страданиих терпение и
кротость явившии.

Радуйтеся, яко агнцы незлобивии
посреде волков ходившии.

Радуйтеся, службу Божию во узах
совершавшии.

Радуйтеся, соузники в терпении
укреплявшии.

Радуйтеся, души ваша за паству
полагавшии.

Радуйтеся, посреде гонений
благодатию Божиею хранимии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

Память 13 августа (31 июля ст.ст.).

В 1922 году был арестован за сопротивление большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Фактическая причина ареста- неприятие обновленческого раскола. Вместе со священномучеником архимандритом Сергием (Шеиным) (52 года), мучеником Иоанном Ковшаровым (адвокатом, 44 года) и мучеником Юрием Новицким (профессором Санкт-Петербургского университета, 40 лет) он был расстрелян в окрестностях Петрограда, предположительно на Ржевском полигоне. Перед расстрелом все мученики были обриты и одеты в лохмотья, чтобы палачи не опознали духовных лиц.

На момент гибели митрополиту Вениамину было 45 лет.

«Воздерживаюсь от братского общения, не имея других способов обличать согрешающего брата» (Голос новосвмуч. Кирилла, митр. Казанского относительно Декларации митр. Сергия).

(щелкните на икону для изображения в более высоком разрешении)

Все больше и больше появляется документов о жизни и судьбе православных архиереев, которые не приняли рокового компромисса, заключенного митрополитом Сергием с безбожной большевицкой властью. Порой эти документы по-новому освещают установленные факты, порой сообщают очень важные и ранее неизвестные подробности, существенно дополняя или корректируя сложившийся взгляд на то или иное событие.

Об оппозиции к Сергию митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) написано довольно много, но ценно любое новое свидетельство в силу авторитета, которым в Русской Православной Церкви обладал маститый архиерей, вопреки утверждению митр. Иоанна (Снычева), современного церковного историка, повторяющего вслед за своим учителем митр. Мануилом (Лемешевским), будто «оппозиция митр. Кирилла большого влияния на российский епископат не имела», потому что за ним последовал всего лишь один епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов).

При этом забывается, что митр. Кирилл был кандидатом в Патриархи, членом Патриаршего Синода; он значился первым как в списке Местоблюстителей Патриарха Тихона, так и в «завещании» его преемника митр. Петра (Полянского). За митр. Кирилла как наследника умершего Патриарха Тихона высказалось подавляющее большинство епископов, отчего поначалу ему пытался Тучков предложить сделку, на которую затем пошел митр. Сергий. Известны исторические слова, произнесенные Кириллом в ответ на циничное предложение чекиста: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не ядро, которым вы намерены разрушить Русскую Церковь». Следовательно, нравственный авторитет жившего с 1922 года в ссылке иерарха был в Церкви необычайно велик.

Митрополитъ Анастасій (Грибановскій) – Свѣтлой памяти Великой Княгини Елизаветы Ѳеодоровны.

Не всякому поколѣнію суждено встрѣтить на своемъ пути такой благословенный даръ неба, какимъ явилась для своего времени Великая Княгиня Елизавета Ѳеодоровна . Это было рѣдкое сочетаніе возвышеннаго христіанскаго настроенія, нравственнаго благородства, просвѣщеннаго ума, нѣжнаго сердца и изящнаго вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организаціей. Самый внѣшній обликъ ея отражалъ красоту и величіе ея духа: на ея челѣ лежала печать прирожденнаго высокаго достоинства, выдѣлявшаго ее изъ окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда подъ покровомъ скромности утаиться отъ людскихъ взоровъ: ее нельзя было смѣшать съ другими. Гдѣ бы она не появлялась, о ней всегда можно было спросить: кто это смотрящая, какъ заря, свѣтлая, какъ солнце (Пѣсн. 6, 10)? Она всюду вносила съ собой чистое благоуханіе лиліи; быть можетъ, поэтому она такъ любила бѣлый цвѣтъ: это былъ отблескъ ея сердца. Всѣ качества ея души строго соразмѣрены были одно съ другимъ, не создавая нигдѣ впечатлѣнія односторонности. Женственность соединялась въ ней съ мужествомъ характера; доброта не переходила въ слабость и слѣпое безотчетное довѣріе къ людямъ; даръ разсужденія, который такъ высоко ставятъ христіанскіе подвижники, присущъ былъ ей во всемъ, даже въ лучшихъ порывахъ сердца. Быть можетъ, этими особенностями своего характера она обязана была отчасти своему воспитанію, которое получила подъ руководствомъ своей бабки по матери англійской королевы Викторіи. Англійскій отпечатокъ, несомнѣнно, лежалъ на всѣхъ ея вкусахъ и привычкахъ: Англійскій языкъ былъ ей ближе родного нѣмецкаго.

Икос 4

Ведуще глас евангельский, яко
пастырь добрый душу свою полагает за овцы,
священномученицы доблии, любве ради Христовы и
паствы своея изгнания, глад, хлад, зной солнечный и
работы горькия претерпели есте, смертию мученическою
житие свое увенчавше. Сего ради и мы с любовию
прославляем вас сице:

Радуйтеся, залог Христов добре
сохранившии.

Радуйтеся, житием и смертию образ
верным показавшии.

Радуйтеся, жертву безкровную
благоговейне совершавшии.

Радуйтеся, самех себе в жертву живую
принесшии.

Радуйтеся, Церкве Российския славо.

Радуйтеся, отечества нашего
украшение.

Радуйтеся, паствы вашея ко Христу
путеводителие.

Радуйтеся, догматов церковных
ревностнии блюстителие.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Память 17 июля (4 июля ст.ст.).

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара (Яковлева)

Память 18 июля (5 июля ст.ст.).

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

На момент гибели Елисавете Феодоровне было 53 года, инокине Варваре — 68 лет.

Торжествующий собор праведников

Теперь почти в каждом русском селении – от больших городов до малых деревень – есть свои святые, явленные и неявленные, прославленные и непрославленные, молитвами которых и стоит наша земля. Новомученики и исповедники Российские являются для нас, их близких потомков, удивительным примером для подражания и стояния в вере православной. Они были такие же люди, как и большинство их современников и как мы, ныне живущие. Они не обладали особыми духовными дарами и талантами, какие имели такие почитаемые святые, как, например, святитель Василий Великий, Преподобный Сергий Радонежский, святая блаженная Ксения Петербургская. Но они обладали удивительной верой в Воскресшего Христа и были твердо убеждены, что ценность их земной жизни ничто в сравнении с ценностями духовными, ценностями вечной жизни.

Мученица Наталья Козлова, в Бутове убиенная (+ 1/14 сентября 1937 г.), – простая русская крестьянка. У нее была семья, пять человек детей, хозяйство. Будучи глубоко верующим человеком, она стала старостой местного храма и прикладывала все усилия, чтобы храм продолжал действовать несмотря на усилия властей его закрыть. Когда батюшку арестовали, она пошла к архиерею и просила назначить нового. И так делала несколько раз. В известном месте ей намекнули: «Если не заткнешься, будет тебе плохо», – но и после этих угроз и убийства мужа она еще несколько лет обеспечивала жизнь храма и не допустила прекращения богослужений. Осенью 1937 г. ее арестовали и она приняла мученический венец на Бутовском полигоне.

Таких примеров множество. Ведь большинство прославленных новомучеников – это рядовые сельские священники, которые оказались верны своей клятве, данной ими при рукоположении, когда им был вручен Агнец и было сказано: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о нем же имаши истязай быти во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И они оказались этому завету верны несмотря ни на что.

Храм Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове

К новомученикам и исповедникам Российским в полной мере приложимы слова, сказанные в курсовой работе студентом Московской духовной академии, будущим старцем, тогда священником Иоанном Крестьянкиным: «Они вышли из нас, были плоть от плоти и кость от костей наших, а поднялись на такую высоту, о которой трудно было и помыслить, чтобы она кому-нибудь из нас была доступна». Для нас, ныне живущих, очень важны и актуальны и следующие слова, приведенные там же: «В этом… многочисленном, как звезды небесные, «торжествующем соборе» праведников люди всех званий и возрастов, всякого умственного и нравственного развития легко могут найти себе соответствующие образцы для подражания».

И незадолго до своей кончины приснопамятный старец Иоанн Крестьянкин, ставший одним из исповедников Российских, прошедший через тюрьмы, лагеря и гонения, вновь обращается к примеру новых святых: «Сама жизнь и письменные свидетельства о жизни новомучеников Российских – не живой ли пример, как стоять в истине, как относиться к политике, как не погрязнуть во враждебной духу христианскому сваре. Черпайте из этих источников, вода-то живая».

Икос 3

Имуще веру несумненну, яко вся от
Бога суть, изгнание, поругание и темничное заточение
мужественне претерпели есте, царственнии
страстотерпцы, и мученических венцев сподобилися
есте. Сего ради вопием вам сице:

Радуйтеся, венец и похвало рода
царскаго и богоизбраннаго.

Радуйтеся, преславныя отрасли корене
благочестиваго.

Радуйтеся, царствия земнаго лишение
со смирением приемшии.

Радуйтеся, страдании вашими Царствия
Небеснаго сподобльшиися.

Радуйтеся, за враги своя усердно
молившиися.

Радуйтеся, всем сердцем Бога
взыскавшии.

Радуйтеся, образ исповедничества
верным людем показавшии.

Радуйтеся, седмочисленнии
страстотерпцы, во едином дусе Богу представшии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Икос 6

Возсия свет Христов в сердцах ваших,
преподобномученицы, вы бо, яко воини добропобеднии,
молитву во всеоружие приемше, веры правыя никакоже
отпали есте и, узы темничныя, мучения тяжкая и
работы горькия претерпевше, лютую смерть от
безбожных прияли есте. Сего ради прославляем вас
сице:

Радуйтеся, путь истиннаго
Богопознания нам показавшии.

Радуйтеся, души ваша за Христа
положившии.

Радуйтеся, язвы Господа Иисуса
Христа на телесех ваших носившии.

Радуйтеся, вся тленная мира сего
презревшии.

Радуйтеся, любовь Христову к
мучителем явившии.

Радуйтеся, молитву за ненавидящих
вас пролиявшии.

Радуйтеся, велие дерзновение ко
Господу стяжавшии.

Радуйтеся, подвиги постническими и
кровию вашею землю Русскую освятившии.

Радуйтеся, новомученицы и
исповедницы Российстии, Церкве нашея похвало и
украшение.

Мученик Михаил Новоселов, мирянин

Память 21 декабря (8 января ст.ст.).

Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников.

С 1923 года он перешел на нелегальное положение, скрывался у друзей, писал миссионерские брошюры («Письма к друзьям»). Бывая в Москве, он ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован. Почти десять лет Михаил Александрович провел в заключении, многих своих сокамерников он привел к вере.

20 января 1938 года за антисоветские высказывания он был расстрелян в вологодской тюрьме в возрасте 73 лет.

Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Кира Ивановна Оболенская была потомственной дворянкой, принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она училась в Смольном институте благородных девиц, работала учительницей в школе для бедных. При советской власти как представительница «классово чуждых элементов» была переведена на должность библиотекаря. Принимала активное участие в жизни Александро-Невского братства в Петрограде.

В 1930–34 годах была в заключении в концлагерях за контрреволюционные взгляды (Белбалтлаг, Свирьлаг). По выходе из заключения проживала на 101-м километре от Ленинграла, в г. Боровичи. В 1937 году была арестована вместе с духовенством Боровичей и расстреляна по ложному обвинению в создании «контрреволюционной организации».

На момент расстрела мученице Кире было 48 лет.

Новые материалы

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Книги

Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5

Книги

Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.

Книги

Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О, святии новомученицы и исповедницы
Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы,
царственнии страстотерпцы, благовернии князие и
княгини, доблии воини, монаси и мирстии,
благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и
сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже
до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него
приемшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу
от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и
пропастех земных, в горьких работах и всяких
скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго
упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи
сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во
славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со
Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим
вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго
отечества вашего, грехом Каинова братоубийства,
поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии
отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит
Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и
лукавом; да возродит в Земли нашей дух братолюбия и
мира; да паки будем мы царское священие, род Божий,
избранный и святый, присно с вами славящий Отца и
Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Читать другие акафисты раздела «Православные акафисты»

Мученица Екатерина Арская, мирянка

Память 17 декабря (4 декабря ст.ст.).

Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей. Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва (Егорова).

В 1932 году, вместе с другими членами братства (всего 90 человек), Екатерина тоже была арестована. Она получила три года концлагерей за участие в деятельности «контрреволюционной организации». По возвращении из ссылки, как и мученица Кира Оболенская поселилась в г. Боровичи. В 1937 года была арестована по делу боровичского духовенства. Свою вину в «контрреволюционной деятельности» отказалась признать даже под пытками. Была расстреляна в один день с мученицей Кирой Оболенской.

На момент расстрела ей было 62 года.

Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

Память 20 ноября (7 ноября ст.ст.).

Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма. Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу.

На предложение Тучкова возглавить Церковь, не дожидаясь Собора, владыка ответил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», — за что получил очередные три года ссылки.

В 1937 году, будучи в ссылке в Казахстане, был обвинен в руководстве несуществующей «контрреволюционной организацией» и расстрелян в возрасте 74 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: